Сальвадор Дали: время эпатажа | Мастерская портретов в Санкт-Петербурге
Мастерская портретов
Обратный звонок
8(800) 350-90-21 Бесплатно по России
+7 (812) 995-7883 Санкт-Петербург

Сальвадор Дали: время эпатажа

Истоки оригинальности

Родившийся в 1904 году гений Сальвадор Дали всю свою жизнь был в сложных и неоднозначных отношениях со всеми, кроме себя.

Спаситель (в переводе с испанского «Сальвадор» значит именно это) обожал и боготворил свою мать за то, что она, по его собственным словам, была способна его выносить. Однако чуть ли не сразу после ее смерти он вызвал сильнейший гнев отца, надписав одно из своих выставочных полотен словами «Я плюю на свою мать».

С отцом отношения складывались ровные вплоть до этой выходки. Отец не мешал сыну желать то стать простым кулинаром, то воспарить в мечты о военной наполеоновской карьере. Однако, какую бы профессию ни хотел выбрать Сальвадор Дали, время его жизни текло в чужом сценарии: первый сын семейства Дали умер, и на второго пал груз отцовских надежд и амбиций.

Высокие ожидания ведут к большим разочарованиям. После отчаянной проделки сына-подростка, которого с горя по смерти матери швыряло из одной крайности в другую, отец отрекся от Сальвадора, раз и навсегда запретив ему возвращаться в отчий дом.

К тому времени семнадцатилетний Сальвадор нашел утешение в искусстве. Уйдя с головой, руками и ногами в живопись и саморекламу, Дали выставлялся в Барселоне и Париже. Отцом ему стал эпатаж, матерью – природная художественная одаренность. Сам художник, рассказывая о своих детских карьерных мечтаниях, со смехом говорил, что к совершеннолетию единственное его желание – стать Сальвадором Дали.

По ком плачет Фрейд?

Пожалуй, самый известный мировой скандалист, художник, чьи полотна заставляют сомневаться в его психическом здоровье, безусловный маркетинговый гений Сальвадор Дали решает взяться за самопиар. Его обмундирование – дурачество, орудие – шок, победа – всеевропейская известность. Появляясь на благопристойных светских приемах чопорных княгинь в идиотских костюмах, произнося граничащие с безумием и скабрезностью застольные речи, во всеуслышанье рассказывая обо всех своих безумных идеях, Дали считает, что эра потребления напрашивается на то, чтобы он вытряс из нее все до последнего сентимо. Как говорил сам Сальвадор Дали: «Время кретинов располагает к зарабатыванию на их глупости».

Сальвадор пугает приличную публику, рисует странные и непонятные картины, совершает безумные поступки, но совершенно беспомощен в быту, боится лифтов и заключения простых договоров. Похоже, творческий поток закручивался в его сознании в такие причудливые фигуры, что сознание художника, искореженное нетерпимостью ко всему обычному, банальному, не творческому, нуждается в трезвом партнерском уме. Сальвадору повезло: любовью всей его жизни, музой, моделью, бухгалтером и домоправительницей становится необыкновенная женщина, нашедшая в почти ненормальном живописце того, кому она посвятила всю себя.

Любовь и две смерти

Русская Елена Дьяконова, бывшая жена поэта Поля Элюара и открытая любовница художника Макса Эрнста, становится той самой молнией среди безоблачного неба, которая пронзает Сальвадора насквозь. Двадцать три года было Дали, тридцать три – Елене, которую к тому времени иначе как Галой (ударение на второй слог, от французского Gala – «праздник») муж не называл. Любовь настигла Сальвадора и Галу мгновенно, и в тот же год восхитительная муза становится женой самого знаменитого талантливого психа Испании.

Сальвадор Дали

Больше полувека прожили вместе Гала и Сальвадор – лед и пламень, белое и черное, практичная женщина и величайший фантазер. Когда в год своего восьмидесятивосьмилетия Гала умерла, Сальвадор пошел на преступление. Последним желанием жены было лежать после смерти в склепе замка Пуболь, который Сальвадор подарил своей любимой. Но в 1982 году еще действовал древний закон времен чумных эпидемий. Согласно закону, только власти могли разрешить перевоз тела. Не желая взаимодействовать с представителями госбюрократии, Дали перевозит свою возлюбленную к месту ее последнего пристанища на автомобиле. Вечером того же дня, 11 июня, закончилась одна из самых трогательных историй верности и любви, какие только видел свет. Прозрачная крышка гроба навсегда разделила Сальвадора и его Галу.

В тот же год король Испании жалует Сальвадору титул маркиза и отныне и навек избавляет любое творение художника от обложения налогом.

Последняя воля усопшего через семь лет Дали снова шокировала общественность. Пятьдесят три года Дали и Гала провели вместе. Но в завещании живописца было ясно написано: похоронить его в родном городе Фигерасе. Шестьдесят семь лет Сальвадор свято чтил волю отвергшего его отца. И только после смерти он вернулся туда, где за восемьдесят четыре года до этого родился его гений.


Возврат к списку