Конец 1860-х годов был необычайно продуктивным для Мане, и одной из ключевых особенностей его творческого периода стало объединение нескольких жанров в одной работе. Картина «Завтрак в мастерской» представляет собой смесь портрета, бытовой сцены и натюрморта. Современному зрителю может не сразу броситься в глаза необычность композиционного решения, однако для тех, кто жил в то время, новаторство Мане было очевидно: он «обрезал» фигуры своих персонажей, чтобы его картина напоминала фотографический снимок, случайно запечатленный во время завтрака в мастерской.
Мане собирался выставить эту картину на парижском салоне в 1869 году вместе с работой «Балкон». К тому времени Мане уже считали художником, который стремится привлечь внимание любой ценой, и на этот раз его произведение не оставили без критики. Жюль-Антуан Кастаньяри недовольно возмущался : «На столе, сервированном для кофе, я вижу полуочищенный лимон и устрицы, которые не должны быть там. Почему они там?…» Другой критик пытался вписать обе картины в живописную традицию. Возможно, у него произошел сбой и он остроумно пошутил: «Мане создал портрет балкона и портрет завтрака».
Однако, давайте отойдем от обсуждения лимона и устриц. На картине изображены три персонажа — мужчина, женщина и юноша. Взаимоотношения между ними остаются загадкой. Юноша, стоящий на переднем плане, до сих пор остаётся скандальным фактом в биографии художника. Этот человек — Леон Леенхоф. Его мать, Сюзанна Леенхоф, преподавала музыку Мане и его братьям, и родила Леона. Однако по сей день ведутся споры том, от кого он на самом деле — от отца художника или от самого Эдуара Мане. Впоследствии Мане женился на Сюзанне и воспитал Леона, то ли как своего сына, то ли как брата, представляя его как племянника Сюзанны.
Тем не менее, возмущение вызывает не только истинное происхождение юноши, но и сама живопись. Мане рисует по-своему, непохоже на других художников. В его работах натюрморт расширяется за пределы лимона и вазы, портрет не ограничивается прямым взглядом на зрителя, а жанровая сцена не просто демонстрирует понятные действия людей. В его произведениях все запутано и загадочно. Эдуард Мане изобразил людей на своей картине, но он подошел к этому словно к натюрморту. Его внимание привлекают не драматические сюжеты, а скорее гармония между песочными штанами, желтой шляпой Леона и желтой кожурой лимона, лежащего на столе. Контраст между матовым серым платьем женщины и блестящим кофейником.
На столе одновременно находятся кофе и устрицы, что вызывает недовольство в цивилизованном обществе. Французы не привыкли сочетать устрицы с кофе, но для Мане устрицы представляют еще несколько оттенков серого.
И вот здесь на картине появляется котик, вы его заметил? Возможно, Мане специально сделал это, чтобы привлечь внимание. Если бы это изображение было создано другим художником, то котика бы показали в более приятной ситуации, а не во время гигиенических процедур. Но Мане решил не приукрашивать, ведь в реальной жизни всё так и есть.
Все три персонажа на картине изображены отдельно друг от друга. Они не взаимодействуют, не имеют общих элементов. Они отличаются друг от друга, как меч и черный кот, сидящий рядом.
Уникальность этой картины заключается в том, что художник не сосредотачивается на одном объекте. Для него все персонажи и предметы на картинах имеют одинаковую важность — Леон, женщина с кофейником и лимон на столе. Мане, объединяя человека и натюрморт на одном полотне, открывает для себя новые возможности. Создавая эту картину, художник демонстрирует, что композиция полотна определяется не только сюжетом, но и определенным набором графических элементов.
Желаете приобрести это произведение для своего дома? Мы специализируемся на создании копий картин и репродукций с 2010 года. Мы предлагаем создать копию в трех техниках:
Оставьте ваш номер телефона в форме ниже и мы подробно расскажем вам о всех тонкостях и нюансах каждой технологии.