Эдуард Мане - Аржантей | Мастерская портретов в Санкт-Петербурге
Мастерская портретов
Обратный звонок
8(800) 350-90-21 Бесплатно по России
+7 (812) 995-7883 Санкт-Петербург

Эдуард Мане - Аржантей

Эдуард Мане - Аржантей 11.12.2023

«Аржантей» — это визитная карточка школы пленэра. Когда-то Мане погостил у своего юного коллеги и приятеля, Клода Моне, и был полностью пленён его образом жизни. Моне жил у реки Сены, у него была собственная лодка, похожая на плавучий дом. Здесь он создавал свои произведения, поражая всех своими уникальными импрессионистическими работами.

Встреча Клода Моне и Эдуарда Мане началась с небольшого недопонимания — путаницы с фамилиями. Во время очередной выставки к Мане подошли его приятели и принялись нахваливать две его марины. Какие марины? Он ведь не выставлял в салоне марин! Оказалось, что некий начинающий художник использовал сходство фамилий, чтобы привлечь внимание к себе и к своим работам. К тому же, его произведения имели больший успех. Через некоторое время досада и недовольства уступили место взаимному уважению и восхищению.

Мане был покорëн работами своего товарища. Его картины искрились от солнца, излучали радость и теплоту. Он изображал жизнь в местности, близкой к реке, где он жил. Из картин Моне было видно, что он любит жизнь, и Мане временно проникся этой его любовью. В те годы были созданы его самые светлые картины.

«Аржантей» — одна из таких работ. Она полна света, ощущения летнего тепла, ярких цветов и нежных оттенков. Изначально для этого произведения позировали Моне и его супруга. Однако из-за того, что приходилось долго сидеть, Мане было неловко, его мучала совесть и ему пришлось пригласить моделей из Парижа.

Мужчина в одежде гондольера со своей дамой сидят на причале возле нескольких парусных лодок. Необычного цвета река разделяет их от Аржантей на противоположном берегу, где виднеются живописные сельские домики и невысокая фабричная труба. Между этой парой заметна какая-то близость. А выражение каких-либо чувств редко встречаются на картинах Мане. Молодой человек, заинтересованно смотрит на свою спутницу, в то время как лицо женщины не выражает никаких эмоций, если не считать летнюю слабость и глубокое безразличие. Модель выражала недовольства, по поводу позирования для Мане, считая это трудным занятием. Мастер всё своё воодушевление бодро и смело передал на холсте. Больше всего это заметно в живописном платье и букете. Современники писали, что: — «Канотье происходили из разных слоев общества» и их сопровождали «второсортные дамы для удовольствий». Мане старался передать реальность, изображая женщину, такой, какой создала её природа, без преувеличения — нарядной и задумчиво вялой.

Хоть это и не доказано, но есть основания полагать, что некоторые части этой работы были написаны во время пленэра, что совсем не характерно для Мане. В «Аржантей» он мастерски быстро освоил технику контрастных, широких и грубых мазков для отображения солнечного, жаркого дня. Лица, покрытые тенью от шляп, переданы гораздо изящнее, чем во многих его прошлых портретах. Без особых усилий Мане смог искусно передать яркие оттенки природы и одежды, словно кидая своим коллегам по цеху вызов, на их индивидуальной территории.

Все-таки, несмотря на яркие цвета и лучи света, здесь, присутствует строгое композиционное построение, характерное для работ Мане. Вокруг ярко-синей воды соотношения вертикалей представлены следующим образом: слева расположена мачта, спереди сидит женщина в полный рост, а также заводская труба. Отношения горизонталей представлены парапетом, свернутым зонтом в руках мужчины и набережной Аржантей, все элементы строго параллельны краям картины. Тонкая полоска платья встречается с полосатой рубашкой лодочника, образуя слабое отражение вертикальных и горизонтальных линий в центре картины.

Мане идеально продумал и проработал каждую деталь: букет из ромашек и маков в руках женщины, черная шляпа с белой сеткой, красные пятна на обуви мужчины, совпадают с лентой его соломенной шляпки — как у Моне тем летом. Это была картина, написанная на пленэре, предназначенной для выставки в следующем Салоне.

Мане надеялся, что его картина с такой солнечной сценой, полной теплоты и уюта будет хорошо принята публикой, но и в этот раз он ошибся. Во время Салона 1874 года некоторые скромно пытались похвалить работу Мане, но тут же вслед кричали: «Но эта синева!». И зрители, и критики были в явном недовольстве. «Откуда у Мане этот неприятный цвет индиго для нашей реки Сены, которая, как известно, имеет более скромный зеленоватый оттенок!?» Критики были возмущены, описывая реку плотную как металл и прямую как стену. Они думали, что Мане насмехается над ними и умышленно создает шумиху вокруг своего имени.

Художник получил порцию критики за то, что пытался добавить немного яркости в мрачную реальность пригородов Парижа. Несмотря на насыщенные оттенки реки Сена, картина прекрасна своим солнечным светом, свежим воздухом и оптимистичным настроением.

Хотите заполучить этот шедевр себе домой? Мастерская портретов предлагает изготовление репродукций и написание копий картин на заказ вот уже более 13 лет. Наши копии висят в Воронцовском дворце в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе и многих других и многих других учреждениях. Подробнее обо всех технологиях исполнения вам расскажет наш менеджер.


Возврат к списку