В небольшом городке Сент-Адресс близ Гавра в Нормандии проживала тетка Клода Моне. Летом 1867 года художник провел время в ее доме. В письме своему другу Фредерику Базилю он написал:
«Уже две недели я нахожусь здесь, в кругу семьи. Я чувствую себя счастливым и удовлетворенным, как только можно. Все восхищаются каждым моим мазком кисти. У меня сейчас много работы — двадцать холстов в процессе, потрясающие морские пейзажи, фигуры, сады и все прочее».
Моне всегда предпочитал изображать природу в своих работах, и его пейзажи всегда были яркими и неповторимыми. Люди на его картинах казались, будто слились с окружающей природой. Она поглотила их своей красотой и цветами.
Картина «Дама в саду» была создана в самый расцвет творчества Моне, поэтому образ женщины на ней прекрасен и в то же время недостижим. Позднее он полностью отказался от изображения людей на своих работах, предоставляя главную роль природе.
Попозировать для этой работы согласилась Жанна-Маргарита Лекадр, жена кузена Моне. Ее силуэт, одинокий и грустный, придает картине элегическую атмосферу, но яркое пятно ее платья играет важную роль в композиции и передаче взаимодействия света и цвета.
На холсте можно увидеть разнообразие цветов, солнечные блики и тени. Женская фигура не привлекает особого внимания, так как ее лицо не прорисовано и частично скрыто зонтом. Это хорошо, потому что природа безлична, она присутствует в каждой травинке и цветке, а также в женщине, которая гуляет под зонтиком. Белое пятно женского силуэта создает ощущение равновесия и гармонии с голубым небом и зеленой листвой. «Дама в саду», одетая в белое платье, является всего лишь еще одним элементом, который позволяет показать игру солнечных лучей. Художник специально разместил девушку и дерево на одном уровне, чтобы показать, что они равны в своей красоте и объединены. Девушка наслаждается видом цветочных клумб и повернута спиной к зрителю.
Природа жива и не остановилась в момент, когда ее изобразили на холсте. Она продолжает свое существование вне времени и предоставляет возможность девушке и всем, кто интересуется искусством автора, посмотреть эти перемены. Картина светится каждым своим уголком, а девушка такая белоснежная, что ее можно сравнить с лебедем, плывущим между зарослями кустарников и деревьев.
Удивительный сад, в котором величественные деревья высоко поднимались к небу. В этом уголке природы, маленькая девушка наслаждалась красотой окружающего пейзажа. И именно здесь, в его произведениях насыщенный дух художника оживал, способный обожать и наслаждаться миром вокруг.
Картина «Дама в саду» не показывалась публике более 10 лет, впервые она была выставлена на 4-й выставке импрессионистов в 1879 году.
Нам с Вами несказанно повезло, ведь эта картина находится в Санкт-Петербурге в коллекции Эрмитажа и выставлена в Здании Главного Штаба.
Как показало рентгеноскопическое исследование картины в реставрационных мастерских Эрмитажа была выявлена записанная мужская фигура, расположенная правее женщины. Скорее всего эту тайну мы уже с вами никогда не разгадаем.
Если вы восхищаетесь творчеством великого импрессиониста как и мы, предлагаем вам посмотреть страницу о том как копиисты создают копии картин маслом. Это очень увлекательный и интересный процесс, занимающий более месяца работы художника. А если вы менее взыскательны или хотите подарить принт этой картины вашей знакомой, то рекомендуем ознакомиться с разделом репродукции картин.