Балкон - Мане | Мастерская портретов в Санкт-Петербурге
Мастерская портретов
Обратный звонок
8(800) 350-90-21 Бесплатно по России
+7 (812) 995-7883 Санкт-Петербург

Балкон - Мане

Балкон - Мане 15.12.2023

С Мане творилось нечто удивительное. Как только Берта оказывалась рядом, он буквально хватался за кисти, увлечëнно перехватывая ее движения и взгляды. Пытался уловить тот несравненный огонëк в ее черных глазах, словно горевший исключительно для него одного. Она придавала жизнь каждой его работе.

Как только матушка художницы Берты Моризо заметила изображение темноглазой брюнетки на картине «Балкон», она удивленно задала вопрос Мане: – «Вы уверены, что это моя дочь?» Да, это была именно она — одна из наиболее блестящих французких женщин 19 века, самая отважная и яркая импрессионистка. Он видел в этой молодой, тихой, серьёзной и талантливой художнице то, что не замечали все остальные. Любовь.

Эти отношения были не простые и запутанные. У Мане была жена, а Моризо была далека от женщины, с которой заводят поверхностные романы. Берта и самый обсуждаемый художник познакомились в Лувре, когда она под пристальным наблюдением матушки копировала репродукции старых шедевров.

В 1869 году работа «Балкон» будет выставлена в Салоне. После прошлых, достаточно эпатажных выступлений Мане на официальных экспозициях, публика вздохнула с облегчением: в этой работе все персонажи по крайней мере одеты. Однако это еще не означала, что произведение Мане было принято и понято. Парижане отрицали очень яркие, «неестественные» зеленые цвета ограждений балкона и ярко-синий галстук, удивлялись живописным экспериментам, в которые опять вступил мастер.

В данной работе художник воплотил в жизнь одну из своих смелых и необычных решений. Применяя различные живописные приемы, Мане формирует пространство в композиции. В духе фотографии, он сосредотачивает внимание лишь на одном объекте. А лица других участников, которые находятся дальше от переднего плана, он оттеняет. Зритель легко поймёт, какой персонаж стал объектом внимания художника — образ Берты расписан с особой тщательностью и проникновением. Между ними явно присутствует взаимная привязанность, но это запретная любовь, неразглашаемая и обреченная быть в тайне. Когда он изображал ее в длинном белом платье с длинными темными волосами, покрывающими плечи, художник увидел Берту Моризо во всем ее великолепии. Он неустанно изучал каждую черту ее лица, чувствуя тайную страстность ее характера, которая воспламеняла его.

Обратите внимание, что меньше внимания уделено двум другим фигурам — скрипачке Фанни Клаус и пейзажисту Антуану Гийме. В тени трех взрослых фигур находится мальчик — Леон-Эдуард Леенхоф незаконнорожденный сын Мане. Художник обращается к фигурам так, будто они являются объектами натюрморта, лишая их эмоциональной глубины и полного спектра выражений и чувств, которые могут быть переданы через внешний вид и жесты.

Мане не придавал особого значения сюжету картины, он старался донести эмоции и настроение только живописными приёмами. Источником вдохновения для этого произведения стало одно из полотен обожаемого мастера Мане, Франсиско Гойи — «Махи на балконе». Сюжетно-композиционная структура связаны как раз с этой работой. Только у Гойи обе женские фигуры равносильны, а на картине Мане выделяется только один основной пермонаж. Перед созданием своего знаменитого полотна, Мане усердно тренировался и нарисовал на этом же зелоном балконе отдельный портрет мадам Клаус.

Эдуар создал свыше 10 картин, на которых изображена черноглазая брюнетка. На протяжении многих лет Берта часто посещала мастерскую Мане. Мастер стал охвачен ею, а модель с удовольствием принимала его любование. Они оба испытывали сильную эмоциональную связь во время этих сеансов. Заключительную из этой серии работ, Мане подарил Берте перед ее свадьбой. 33-летняя роковая красавица вступила в брак с Эженом — братом Мане.

Берта Моризо с букетом фиалок - Эдуард Манэ, 1872 год.

По вопросам изготовления копий картин и репродукций пишите нашим специалистам


Возврат к списку